Главная > Новости > Региональные практики > Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Практика «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» является одной из лучших практик муниципального образования «Город Волгодонск» Ростовской области  представленной на Конкурс лучших муниципальных практик и инициатив социально-экономического развития в муниципальных образованиях на территориях присутствия Госкорпорации Росатом в 2019 году.

В рамках практики в системе образования города Волгодонска создана и реализуется сетевая модель по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Структурными элементами модели сетевого взаимодействия являются: Управление образования г. Волгодонска, МБУ ЦППМСП “Гармония” г. Волгодонска, городская ПМПК, общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, учреждения дополнительного образования детей.

Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью является деятельность городской ПМПК.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью реализуется с учетом принципов: междисциплинарного подхода, системности, индивидуального и деятельностного подходов,  раннего включения ребенка в инклюзивную среду, поддержки самостоятельной активности ребенка, приоритета социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе,  партнерского взаимодействия с семьями.  

Налажено взаимодействие МБУ ЦППМСП “Гармония” и муниципальных образовательных учреждений с областными образовательными учреждениями: Волгодонской школой-интернат №14 (для детей с нарушениями интеллекта) и Волгодонской специальной школой-интернат «Восхождение» (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП), являющимися достаточно весомым методическим ресурсом в практике инклюзивного образования; а также с социально ориентированными партнерами: региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов «Свет Добра», учреждениями здравоохранения, социальной защиты, Бюро МСЭ. Взаимодействие осуществляется на основании договоров, предметом которых является совместная деятельность по выявлению детей с проблемами в развитии, обучении и воспитании; их комплексному обследованию, определению и реализации направлений коррекционной и реабилитационной работы, оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.

По направлению образовательных организаций специалисты городской ПМПК проводят обследование индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, выявление их образовательных и социальных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации. На основании результатов обследования определяется образовательный статус детей с ОВЗ, разрабатываются рекомендации по оптимальному образовательному маршруту, созданию специальных условий обучения, определяется характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов. Приказами Управления образования г. Волгодонска центру «Гармония» переданы полномочия по организации работы городских методических объединений педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных и общеобразовательных учреждений, обобщению и внедрению передового опыта их деятельности, организации деятельности городской ПМПК.

Ежегодно в сентябре месяце Управлением образования г. Волгодонска издается приказ о деятельности ПМПк образовательных учреждений в учебном году, в котором центру “Гармония” отводится роль информационно-методического обеспечения специалистов консилиумов образовательных учреждений, оказания методической помощи образовательным учреждениям в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специалисты центра «Гармония» проводят методические объединения (МО) педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных учреждений, организуют работу школы молодого специалиста для педагогов-психологов и учителей-логопедов. В целях повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью ППМС-центр «Гармония» организует семинары-практикумы, круглые столы, совещания, на которых педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию представляют опыт работы по организации диагностического, коррекционного и развивающего процессов с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Так для психологов ДОУ было проведено 6 семинаров-практикумов, на которых специалисты центра «Гармония», детских садов, в которых функционируют группы компенсирующей направленности, познакомили присутствующих с особенностями разных категорий детей с ОВЗ и инвалидностью, представили опыт работы по их психолого-педагогическому сопровождению, что позволило психологам эффективно организовать психолого-педагогическое сопровождение таких детей в условиях групп общеразвивающей направленности.

Постоянные гости методических мероприятий для психологов - представители   общественной организации родителей детей-инвалидов «Свет добра» - обращают внимание участников на проблему толерантности по отношению к детям-инвалидам и их родителям, которая в дальнейшем транслируется педагогами-психологами в своих педагогических коллективах, является предметом обсуждения с обучающимися и родителями.

Ежегодно в сентябре и марте месяце специалистами Управления образования г. Волгодонска при участии педагогов центра «Гармония» и городской ПМПК проводятся совещания для председателей психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк), педагогов-психологов и учителей-логопедов образовательных учреждений по своевременному выявлению детей с ОВЗ и организации их психолого-педагогического сопровождения.

ПМПк функционируют во всех образовательных учреждениях города Волгодонска и осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями усвоения образовательных программ. Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение более 2 тысяч обучающихся муниципальных образовательных учреждений, в том числе - с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В соответствии с индивидуальными особенностями развития детей, на основании заключений городской ПМПК определяются конкретные программы коррекционной работы, технологии и тактики этой работы, интенсивность и режим занятий. В рамках сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью составляются и реализуются индивидуальные программы психолого-педагогической помощи. В заседаниях консилиумов инклюзивных школ по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов участвуют узкие специалисты центра «Гармония». На заседаниях консилиумов в конце учебного года отслеживается эффективность реализации индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям, определяются дальнейшие направления коррекционно-развивающей работы.

Специалисты центра «Гармония» проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающих, физкультурно-оздоровительные занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В штатное расписание центра «Гармония» введены дополнительные ставки сурдопедагога и тифлопедагога. Кадровый потенциал центра позволяет оказывать необходимую помощь обучающимся тех общеобразовательных учреждений, в которых нет возможности включить в штатное расписание ставки узких специалистов. Работа узких специалистов с детьми с ОВЗ проходит на базе школ, включенных в программу «Доступная среда», что дает возможность использовать в коррекционно-развивающей работе специальное оборудование.

Еще одним направлением инклюзивной практики является создание служб ранней помощи. Такая служба для детей с нарушениями речи и интеллекта создана на базе центра «Гармония»,  для детей с нарушениями слуха и зрения - на базе МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска. Формы и направления работы служб ранней помощи разнообразны – это и индивидуальные консультации родителей  и занятия с детьми, консультации для специалистов ДОУ. Основное внимание уделяется проведению индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми. За 2016-2019 годы такие занятия проведены с 350 детьми 2-3 летнего возраста, что позволило у половины детей скомпенсировать недостатки развития, другим детям определить дальнейший адекватный образовательный маршрут для получения образования в дошкольном образовательном учреждении.

Центр «Гармония» осуществляет психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ и инвалидностью через консультирование, организацию работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов, проведение городских родительских собраний по актуальным проблемам развития, обучения и воспитания обучающихся с нарушениями развития, трудностями усвоения образовательной программы и социализации.

Городской семейный клуб для родителей и детей-инвалидов «Солнечный лучик» создан  на базе центра «Гармония» в январе 2016 года в целях развития особых детей, оказания всесторонней психолого-педагогической помощи их родителям по вопросам оптимизации воспитания и социализации детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей и специалистов системы образования. Каждая встреча посвящена развитию различных сфер ребенка - эмоциональному, физическому, познавательному, речевому развитию; обучению навыкам взаимодействия и общения родителей со своим ребенком. В рамках работы городского клуба оказывается психологическая помощь родителям особых детей по преодолению стрессовых переживаний, эмоционального выгорания посредством проведения тренинговых, релаксационных занятий.

В инклюзивных школах педагоги также уделяют внимание сотрудничеству с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, создают такой психологический климат, в котором семьи считаются партнерами в обучении, поощряется их участие в школьной жизни, к родителям относятся как к участникам образовательного процесса. Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьями строится на идее сотрудничества, увеличения воспитательных возможностей родителей и направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Центр «Гармония» и отдел по молодежной политике Администрации города Волгодонска, организующий волонтерскую деятельность, стали посредниками в налаживании взаимодействия родителей детей с ОВЗ и инвалидностью с волонтерами города. Педагогами-психологами проведены тренинговые занятия с волонтерами, на которых  они приобрели знания и опыт оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Подробнее познакомиться с документами практики «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» можно по ссылке: http://xn----8sbnldambc7bl0af0dp.xn--p1ai/praktiki/volgodonsk/praktiki-v-volgodonske/psihologo-mediko-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia-i-invalidnostiu