Ситуация выбора профессии – одно из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека.
На сегодняшний день подготовка к профессиональному выбору старшеклассников в школе ведется скорее на теоретическом уровне. Она основана на информировании обучающихся о существующих профессиях и профориентационных тестированиях.
Такой подход не позволяет учесть все факторы выбора профессии – субъективные (интересы, способности, темперамент, характер); объективные (уровень подготовки, состояние здоровья и т.д.); социокультурные (окружение, домашние условия, перспективы развития профессий и т.д.)
В результате, оканчивая школу, молодые люди совершают профессиональный выбор, не имея четких представлений о своей профессиональной пригодности, образе жизни, который подразумевается будущей профессией, руководствуются ложными, часто идеализированными, ожиданиями. При этом они ориентируются на профессии «сегодняшнего дня», а не на задачи, которые предстоит решать профессионалам через 10-15 лет.
Опыт показывает, что значительная часть выпускников, успешно поступивших в вузы, в процессе учебы разочаровываются и переводятся на другие направления подготовки, или, получив диплом, не работают по специальности.
Программа профессионального самоопределения обучающихся «Open Ways» - постоянно действующая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в МАОУ «Лицей» городского округа «город Лесной» Свердловской области.
Программа строится на последовательном создании ситуаций выбора, в которых обучающиеся должны принять ответственное решение, соответствующее их потребностям и интересам. Таким образом, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут каждого участника. Ситуации выбора, моделируемые в образовательных событиях:
9 класс: Каким я представляю свое будущее?
- установочная сессия;
- кино-проект «Профессии будущего»;
- встречи с профессионалами, образовательные путешествия.
9 класс: Что для этого нужно сделать?
- профориентационное тестирование и индивидуальное консультирование в «Центре занятости населения»;
- форсайт-сессия «Мой выбор» (проектирование индивидуального учебного плана (ИУП) на 10-11 класс).
10 класс: Какие возможности можно реализовать уже сегодня?
- погружение «ПрофиНавигатор»;
- учебно-исследовательская практика;
- профессиональные пробы, образовательные путешествия;
- «Школа будущих президентов».
11 класс: Какое направление профессиональной подготовки мне подходит больше всего?
- посещение вузов, анализ направлений подготовки и условий приема;
- профориентационное тестирование и индивидуальное консультирование в «Центре занятости населения»;
- составление индивидуальной «Образовательной информационной карты».
Подробнее познакомиться с документами практики «Программа профессионального самоопределения обучающихся «Open Ways» («Открытые пути»)» можно по ссылке: http://лучшие-практики.рф/praktiki/lesnoi/praktiki-v-lesnom/programma-professionalnogo-samoopredeleniia-obuchaiushchihsia-open-ways