Увеличение социально-экономической нагрузки на муниципалитеты, передача значительного количества государственных полномочий на местный уровень и неуклонное падение их финансового обеспечения способствует росту дефицитов местных бюджетов, что не способствует эффективному решению социальных проблем и развитию социальной сферы. В современной экономической ситуации, сократившей внешние инвестиционные потоки, еще более остро перед муниципалитетами стоит вопрос о поиске дополнительных источников развития и стабилизации социально-экономической обстановки.
В настоящее время при реформировании социальной сферы мало учитываются ресурсы местных сообществ, такие как творческий потенциал личности (человеческий капитал), сила неформальной организации, которая организует и интегрирует индивидуальные усилия многих, источники саморазвития и самоорганизации (социальный капитал). Как показывает практика, количество потенциальных участников добровольческого движения, благотворительной деятельности, иных видов социально ориентированной деятельности существенно превышает число людей, занимающихся данными видами деятельности актуально.
Препятствием здесь служит недостаток информации правового и экономического характера, нехватка знаний, связанных с методами организации социально ориентированной деятельности. Потенциальные участники данной деятельности не обладают полнотой сведений о возможностях финансовой, организационной и информационной поддержки со стороны органов местного самоуправления, не владеют достаточной информацией о реализуемых грантовых программах, не имеют достаточного опыта для подачи заявки и обеспечения необходимой отчетности. Требуется не эпизодическая, а постоянная поддержка социально ориентированных НКО и добровольческих инициатив. Недостаток горизонтальных связей препятствует самоорганизации и развитию сообщества.
С другой стороны, меры социальной поддержки, которые реализуются в г. Железногорске на общественных началах, позволяют оказывать такую помощь нуждающимся, формы которой не предусмотрены действующими государственными стандартами. Поддержка деятельности социально ориентированных НКО, иных форм общественной активности в социальной сфере позволяет повысить эффективность социальной поддержки, более точно удовлетворить запросы нуждающихся.
За предшествующий трехлетний период количество реализованных в ЗАТО г. Железногорск социально значимых проектов СОНКО только за счет бюджетных средств выросло с 10 до 41. Количество проектов, реализованных за счет внебюджетных источников, выросло более чем в 5 раз. Еще более активно велась работа по привлечению внебюджетных средств в некоммерческий сектор Железногорска. В ходе работы ресурсного центра поддержки общественных инициатив социально ориентированные некоммерческие организации Железногорска в текущем году стали победителями краевых, федеральных грантовых конкурсов в 32 случаях на общую сумму более 5 млн. рублей.
Существенный вклад в поддержку сферы оказывают размещенные в г. Железногорске предприятия госкорпораций. Только в конкурсе «ТОП 20», организованном ФГУП ФЯО «ГХК» в 2017 году количество поданных заявок достигло 87, а оргкомитет конкурса принял решение об увеличении грантового фонда с 2 млн. рублей до 4 млн. рублей и количество победителей достигло 40 (в 2016 – 20 победителей).
Важной является выявленная особенность. В результате сложившейся экономической ситуации и оптимизации бюджета грантовый фонд муниципального конкурса на предоставление субсидий некоммерческим организациям в последние годы сократился. Но при этом, количество проектов-победителей конкурса оставалось на том же количественном уровне. Это еще раз подтверждает потенциал некоммерческого сектора, социально-экономическую эффективность проектов НКО, которые решают проблемы сообщества за гораздо меньшие средства, чем государственные и муниципальные учреждения, результативно используя все имеющиеся ресурсы, в первую очередь человеческий.
Тем не менее, потенциал добровольческой и благотворительной деятельности в г. Железногорске требует раскрытия и преодоления проблем, препятствующих развитию третьего сектора в городе.
При поддержке органов местного самоуправления и предприятий Госкорпорации «Росатом» в городе формируется административная и социальная инфраструктура поддержки и развития добровольческой и благотворительной деятельности, обеспечивается системная поддержка такой деятельности на постоянной основе. Развитие горизонтальных связей обеспечивает самостоятельную активность добровольческого сообщества, поддержку новых участников со стороны сообщества и коммуникацию с получателями социальных услуг.
Важнейшей составляющей проекта является подход, который предполагает, что получатели социальной помощи, оказываемой СО НКО и добровольческими инициативными группами, сами могут включаться в посильную деятельность по оказанию социальной помощи. Это интегрирует их в систему горизонтальной коммуникации, обеспечивает более качественную социальную адаптацию, создает среду неформальной поддержки, повышает их социальное самочувствие.
За счет информационно-рекламной и коммуникационной составляющих проекта в городе формируется такая атмосфера, когда участие в добровольческой и благотворительной деятельности для горожанина является нормой, а в молодежной среде ещё и модой.
Кроме того, эффективность бюджетных и внебюджетных инвестиций в проект обеспечивается двумя факторами. Во-первых, некоммерческие организации и инициативные группы решают задачи социального характера за гораздо меньшие средства, чем государственные и муниципальные учреждения, эффективно используя все имеющиеся ресурсы, в первую очередь человеческий. И, как правило, при реализации социальных проектов человеческий труд является добровольным и не оплачивается в ходе реализации проектных мероприятий. Это позволяет за счет меньшего объема затрат обеспечить больший охват лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Во-вторых, СО НКО и инициативные группы обладают большей гибкостью, более информированы о реальных потребностях получателей помощи, оказываемая ими помощь более точным образом удовлетворяет потребности нуждающихся в такой помощи.
Для повышения эффективности реализуемых подходов проводится ежегодный общегородской фестиваль «Добрый Железногорск». Это позволяет перевести в формат праздника повседневную деятельность СО НКО и инициативных групп, сконцентрировать информационные и коммуникационные потоки, привлечь дополнительное внимание городского сообщества.
Практика предусматривает включение в добровольческие программы жителей не вовлеченных в общественную жизнь города, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья или пожилого возраста. Это обеспечивает для указанных категорий дополнительные возможности социальной активности и может быть рассмотрено как специальный метод увеличения степени участия всех граждан в социуме.
Подробнее познакомиться с документами практики «Проект развития добровольческой и благотворительной деятельности в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края «Добрый Железногорск» можно по ссылке: http://лучшие-практики.рф/praktiki/zheleznogorsk/praktiki-v-zheleznogorske/dobryi-zheleznogorsk