Главная > Практики > Волгодонск > Практики в Волгодонске > Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Практика: Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Создание сетевой модели по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.

Срок реализации практики:

С 2016 года по настоящее время.

Цель:

Создание оптимальных условий для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, способствующей их личностному развитию и успешной социализации.

Задачи:

  1. Создание комплексной модели взаимодействия и социального партнерства между организациями, уч­реждениями, обеспечивающими психо­лого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ и инвалидностью.
  2. Комплексное обследование индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, выявление их образовательных и социальных потребностей, разработка рекомендаций по оптимальному образовательному маршруту и созданию специальных условий обучения.
  3. Создание Службы ранней помощи.
  4. Оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
  5. Информационно-методическая помощь образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания, в разработке адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
  6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в социуме.

Предпосылки реализации:

Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель России относится к категории инвалидов. В стране более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), около 700 тыс. являются  детьми-инвалидами. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает органы власти всех уровней создавать необходимые условия для получения качественного образования детьми названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В системе образования города Волгодонска создаются условия для совместного обучения детей с ОВЗ  и инвалидностью с нормативно развивающимися сверстниками, то есть внедряется практика инклюзивного или «включающего» образования. Это позволяет принципиально расширить возможности социализации детей с особыми образовательными потребностями.  Но инклюзивное образование - это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательные организации, но изменение всей образовательной среды, способствующей личностному развитию детей, их успешной социализации.

Для эффективного внедрения инклюзивного образования в городе возникла необходимость создания ряда условий: наличие структур, оказывающих эффективную методическую и организационную поддержку и сопровождение инклюзивных школ; взаимодействие с социальными партнерами; организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса, наличие специалистов сопровождения.

Особое значение имеет оказание ранней помощи детям с проблемами в развитии. Результаты  научных исследований показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление ведущих и сопутствующих дефектов, скорректировать имеющиеся нарушения и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. Но существующий порядок помощи детям с проблемами в развитии не обеспечивает комплексной помощи детям раннего возраста, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Причин этому явлению несколько: во-первых, низкий уровень осведомленности родителей о психолого-педагогических параметрах развития ребенка; во-вторых, большинство групп компенсирующей направленности комплектуется детьми в возрасте 4-5 лет; в-третьих, недостаточное взаимодействие врачей-неврологов со специалистами психолого-педагогического и дефектологического профилей.

Проблемой развития инклюзии в образовании является также профессиональная и личностная неготовность педагогических кадров к принятию идеологии инклюзивного образования, негативное отношение родителей детей, не имеющих затруднений в развитии, которые опасаются негативного влияния на их здоровых детей совместного обучения с детьми с особыми образовательными потребностями. Решение данной проблемы – в подготовке педагогов, владеющих необходимыми компетенциями в области педагогики и психологии «включающего» образования, ориентированного на образовательные потребности разных детей и их индивидуальные особенности, привитии участникам образовательного процесса толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.

Кадровые, организационные и материально-технические ресурсы МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска позволяют организовать эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе образования г.Волгодонска.

Описание муниципальной практики:

В рамках практики в системе образования города создана и реализуется сетевая модель по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Структурными элементами модели сетевого взаимодействия являются: Управление образования г.Волгодонска, МБУ ЦППМСП “Гармония” г.Волгодонска, городская ПМПК, общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, учреждения дополнительного образования детей.

Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью является деятельность городской ПМПК.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью реализуется с учетом принципов: междисциплинарного подхода, системности, индивидуального и деятельностного подходов,  раннего включения ребенка в инклюзивную среду, поддержки самостоятельной активности ребенка, приоритета социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе,  партнерского взаимодействия с семьями.  

Налажено взаимодействие МБУ ЦППМСП “Гармония” и муниципальных образовательных учреждений с областными образовательными учреждениями: Волгодонской школой-интернат №14 (для детей с нарушениями интеллекта) и Волгодонской специальной школой-интернат “Восхождение” (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП), являющимися достаточно весомым методическим ресурсом в практике инклюзивного образования; а также с социально ориентированными партнерами: региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов “Свет Добра”, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, Бюро МСЭ. Взаимодействие осуществляется на основании договоров, предметом которых является совместная деятельность по выявлению детей с проблемами в развитии, обучении и воспитании; их комплексному обследованию, определению и реализации направлений коррекционной и реабилитационной работы, оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.

По направлению образовательных организаций специалисты городской ПМПК проводят обследование индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, выявление их образовательных и социальных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации. На основании результатов обследования определяется образовательный статус детей с ОВЗ, разрабатываются рекомендации по оптимальному образовательному маршруту, созданию специальных условий обучения, определяется характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов. Приказами Управления образования г.Волгодонска центру “Гармония” переданы полномочия по организации работы городских методических объединений педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных и общеобразовательных учреждений, обобщению и внедрению передового опыта их деятельности, организации деятельности городской ПМПК.

Ежегодно в сентябре месяце Управлением образования г.Волгодонска издается приказ о деятельности ПМПк образовательных учреждений в учебном году, в котором центру “Гармония” отводится роль информационно-методического обеспечения специалистов консилиумов образовательных учреждений, оказания методической помощи образовательным учреждениям в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специалисты центра “Гармония” проводят методические объединения (МО) педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных учреждений, организуют работу школы молодого специалиста для педагогов-психологов и учителей-логопедов. В целях повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью ППМС-центр “Гармония” организует семинары-практикумы, круглые столы, совещания, на которых педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию представляют опыт работы по организации диагностического, коррекционного и развивающего процессов с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Так для психологов ДОУ было проведено 6 семинаров-практикумов, на которых специалисты центра “Гармония”, детских садов, в которых функционируют группы компенсирующей направленности, познакомили присутствующих с особенностями разных категорий детей с ОВЗ и инвалидностью, представили опыт работы по их психолого-педагогическому сопровождению, что позволило психологам эффективно организовать психолого-педагогическое сопровождение таких детей в условиях групп общеразвивающей направленности.

Постоянные гости методических мероприятий для психологов - представители   общественной организации родителей детей-инвалидов “Свет добра” - обращают внимание участников на проблему толерантности по отношению к детям-инвалидам и их родителям, которая в дальнейшем транслируется педагогами-психологами в своих педагогических коллективах, является предметом обсуждения с обучающимися и родителями.

Ежегодно в сентябре и марте месяце специалистами Управления образования г.Волгодонска при участии педагогов центра “Гармония” и городской ПМПК проводятся совещания для председателей психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк), педагогов-психологов и учителей-логопедов образовательных учреждений по своевременному выявлению детей с ОВЗ и организации их психолого-педагогического сопровождения.

ПМПк функционируют во всех образовательных учреждениях города Волгодонска и осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями усвоения образовательных программ. Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение более 2 тысяч обучающихся муниципальных образовательных учреждений, в том числе - с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В соответствии с индивидуальными особенностями развития детей, на основании заключений городской ПМПК определяются конкретные программы коррекционной работы, технологии и тактики этой работы, интенсивность и режим занятий. В рамках сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью составляются и реализуются индивидуальные программы психолого-педагогической помощи. В заседаниях консилиумов инклюзивных школ по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов участвуют узкие специалисты центра “Гармония”. На заседаниях консилиумов в конце учебного года отслеживается эффективность реализации индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям, определяются дальнейшие направления коррекционно-развивающей работы.

Специалисты центра “Гармония” проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающих, физкультурно-оздоровительные занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В штатное расписание центра “Гармония” введены дополнительные ставки сурдопедагога и тифлопедагога. Кадровый потенциал центра позволяет оказывать необходимую помощь обучающимся тех общеобразовательных учреждений, в которых нет возможности включить в штатное расписание ставки узких специалистов. Работа узких специалистов с детьми с ОВЗ проходит на базе школ, включенных в программу “Доступная среда”, что дает возможность использовать в коррекционно-развивающей работе специальное оборудование.

Еще одним направлением инклюзивной практики является создание служб ранней помощи. Такая служба для детей с нарушениями речи и интеллекта создана на базе центра “Гармония”,  для детей с нарушениями слуха и зрения - на базе МБДОУ ДС “Одуванчик” г.Волгодонска. Формы и направления работы служб ранней помощи разнообразны – это и индивидуальные консультации родителей  и занятия с детьми, консультации для специалистов ДОУ. Основное внимание уделяется проведению индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми. За 2016-2019 годы такие занятия проведены с 350 детьми 2-3 летнего возраста, что позволило у половины детей скомпенсировать недостатки развития, другим детям определить дальнейший адекватный образовательный маршрут для получения образования в дошкольном образовательном учреждении.

Центр “Гармония” осуществляет психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ и инвалидностью через консультирование, организацию работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов, проведение городских родительских собраний по актуальным проблемам развития, обучения и воспитания обучающихся с нарушениями развития, трудностями усвоения образовательной программы и социализации.

Городской семейный клуб для родителей и детей-инвалидов “Солнечный лучик” создан  на базе центра “Гармония” в январе 2016 года в целях развития особых детей, оказания всесторонней психолого-педагогической помощи их родителям по вопросам оптимизации воспитания и социализации детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей и специалистов системы образования. Каждая встреча посвящена развитию различных сфер ребенка - эмоциональному, физическому, познавательному, речевому развитию; обучению навыкам взаимодействия и общения родителей со своим ребенком. В рамках работы городского клуба оказывается психологическая помощь родителям особых детей по преодолению стрессовых переживаний, эмоционального выгорания посредством проведения тренинговых, релаксационных занятий.

В инклюзивных школах педагоги также уделяют внимание сотрудничеству с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, создают такой психологический климат, в котором семьи считаются партнерами в обучении, поощряется их участие в школьной жизни, к родителям относятся как к участникам образовательного процесса. Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьями строится на идее сотрудничества, увеличения воспитательных возможностей родителей и направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Центр “Гармония” и отдел по молодежной политике Администрации города Волгодонска, организующий волонтерскую деятельность, стали посредниками в налаживании взаимодействия родителей детей с ОВЗ и инвалидностью с волонтерами города. Педагогами-психологами проведены тренинговые занятия с волонтерами, на которых  они приобрели знания и опыт оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Внедрение практики "Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью" позволило:

  • выявить индивидуальные особенности детей с ОВЗ и инвалидностью, их образовательных и социальных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации;
  • определить для детей с ОВЗ оптимальный образовательный маршрут;
  • создать условия для реализации прав детей с ОВЗ и инвалидностью на образование, раскрытие и развитие своих индивидуальных способностей; 
  • создать условия для своевременного получения ранней помощи детьми в возрасте до 3-х лет с проблемами в развитии, компенсации недостатков в развитии;
  • способствовать проживанию и воспитанию детей в семье без помещения их на длительный срок в интернатные учреждения;
  • обеспечить постоянное общение детей с ОВЗ и  инвалидностью с нормативно развивающимися сверстниками;
  • обеспечить своевременное получение психолого-медико-педагогической помощи детьми с ОВЗ и инвалидностью;
  • повысить эффективность сотрудничества врачей и педагогов по вопросам создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 

Затраты на реализацию практики:

Финансирование практики осуществляется из средств местного бюджета и привлеченных средств.

1. Заработная плата и прочие выплаты населению и начисления на выплаты по оплате труда (2018 г.) - 5 345 тыс. рублей.

2. Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд - 421 тыс. рублей.

Достигнутые результаты:

  1. Число детей, прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование на городской ПМПК с установлением статуса ребенка с ОВЗ  - 2 202 человека.
  2. Число детей раннего возраста, охваченных психолого-педагогической помощью – 350 человек.
  3. Доля специалистов высшей и первой квалификационной категории, оказывающих психолого- медико- педагогическую помощь детям с ОВЗ и инвалидностью – 93%.
  4. Охват педагогов-психологов, учителей-логопедов образовательных учреждений информационно-методической помощью по вопросам обучения, воспитания, развития, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью – 100%.
  5. Доля родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью, удовлетворенных качеством оказанной психолого-медико-педагогической помощи детям - 100%.

Выгодополучатели:

  1. Дети в возрасте до 18 лет.
  2. Родители (законные представители).
  3. Педагоги.
  4. Врачи.
  5. Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов.

Документы практики:

1. Паспорт практики.

2. Презентация практики.

3. Приказ МБУ ЦППМСП "Гармония" г.Волгодонска от 30.12.2014 №63 "О создании службы ранней помощи".

4. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 25.12.2014 №795 "О признании организаций областными инновационными площадками и областными пилотными площадками и о прекращении деятельности областных инновационных площадок".

5. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 26.01.2015 №26 "Об утверждении Программы развития муниципальной логопедической службы на 2015-2017 годы".

6. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 26.01.2016 №21 "О создании городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов".

7. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 19.02.2016 №72 "Об организации деятельности городской психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2016 году".

8. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 31.01.2017 № 33 "Об организации деятельности городской психолого-медико-педагогической комиссии".

9. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 05.09.2018 №416 "Об организации работы психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в 2018-2019 учебном году".

10. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 31.03.2017 №157 "Об утверждении Программы развития службы практической психологии в системе образования г.Волгодонска на 2017-2020гг.".

11. Приказ Управления образования г.Волгодонска от 05.11.2015 №744 "Об утверждении устава" (новой редакции устава МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска)

Ресурсы практики:

Официальный сайт

Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Мельничук Галина Николаевна

Директор муниципального бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Гармония" г.Волгодонска

8(8639) 24-54-66, pprkgarmonia@mail.ru

Рамазанова Татьяна Николаевна,

Pаведующий отделом – городской психолого-медико-педагогической комиссией муниципального бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Гармония" г.Волгодонска

8(8639) 24-42-36, pprkgarmonia@mail.ru