Номинация: Создание условий направленных на рост экономического потенциала региона.
В рамках практики производится экспертиза регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов в отношении проектов нормативно-правовых документов устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные обязанности для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Описание муниципальной практики:
Существенной проблемой в небольших моногородах, с ярко выраженным доминированием во всех сферах социально-экономической жизни градообразующего предприятия (тем более ЗАТО), является получение экспертной, экономически и юридически обоснованной информации о влиянии муниципальных нормативно-правовых актов на деятельность субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Вызвано это тем, что в небольших городах, как правило, отсутствуют по объективным причинам предпринимательские сообщества, имеющие в своей структуре специалистов, располагающих соответствующими компетенциями.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» предусматривается создание органами местного самоуправления координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. В Снежинском городском округе в составе общественного координационного совета аккумулированы предприниматели, имеющие большой практический опыт, необходимую теоретическую базу и хорошо знающие особенности предпринимательской деятельности в ЗАТО (в состав общественного координационного совета входит и представитель в городе Снежинске Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области).
Рациональным способом разрешения проблемной ситуации и принципиальным подходом, избранным при разработке и внедрении практики, является привлечение общественного координационного совета к экспертизе оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов.
В Снежинском городском округе разработан и утвержден порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Снежинского городского округа, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные обязанности для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города (далее – Порядок). Спецификой (уникальной чертой) Порядка является активное участие Общественного координационного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Снежинске в экспертизе оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов. Для проведения экспертизы проекта нормативно-правовых актов орган-разработчик представляет в уполномоченный орган в том числе и копию протокола заседания Общественно координационного совета, на котором был рассмотрен проект нормативного правового акта.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов состоит из следующих процедур:
1) анализ в порядке самоконтроля проекта нормативно-правовых актов, проводимый органом-разработчиком;
2) проведение органом-разработчиком публичных консультаций;
3) экспертиза оценки регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта, которая проводится уполномоченным органом.
Для проведения экспертизы проекта нормативно-правового акта орган-разработчик представляет в уполномоченный орган следующий пакет документов:
- проект нормативного правового акта;
- отчет об оценке регулирующего воздействия;
- копию протокола заседания Общественного координационного совета.
Результаты экспертизы оформляются заключением об оценки регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта и подписываются руководителем уполномоченного органа. В заключении делаются выводы об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов по наличию либо отсутствию в проекте нормативно-правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Снежинска.
В случае отрицательного заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта проект направляется органу-разработчику на доработку. При положительном заключении уполномоченного органа проект нормативно-правового акта направляется органом-разработчиком в органы администрации города для дальнейшего согласования.
Предпосылки реализации:
- Реализация на территории Снежинского городско округа комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и недопущение возникновения новых административных барьеров.
- Упорядочивание нормотворческой деятельности и повышение качества законодательных инициатив.
- Выявление избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности.
- Устранение необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы на исполнение избыточных мер и осуществление контроля за их соблюдением.
- Согласование интересов органов государственного управления, бизнеса и общества посредством привлечения предпринимательского, экспертного сообщества и институтов гражданского общества к процедуре ОРВ.
Внедрение практики в сфере создания условий направленных на рост экономического потенциала региона «Общественный координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Снежинске (ОКС) как экспертный орган при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов (НПА)» позволило:
- организовать общественные обсуждения с предпринимательским сообществом проектов нормативно-правовых актов муниципального уровня, вовлечь предпринимательское сообщество в принятие ключевых документов, затрагивающих интересы субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- улучшить инвестиционный климат ЗАТО вследствие интенсификации диалога власти и бизнеса;
- упорядочить нормотворческую деятельность и повысить качество законодательных инициатив;
- выявлять избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности;
- устранить необоснованные расходы субъектов предпринимательской деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы на исполнение избыточных мер и осуществление контроля за их соблюдением;
- согласовать интересы органов государственного управления, бизнеса и общества посредством привлечения предпринимательского, экспертного сообщества и институтов гражданского общества к процедуре ОРВ.
Затраты на реализацию практики не предусмотрены.
Достигнутые результаты:
В 2016-2017 гг. проведена процедура ОРВ 12 нормативно-правовых актов затрагивающих интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, выявлены 3 замечания положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности которые учтены разработчиком.
Выгодополучатели:
Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности Снежинского городского округа.
Документы:
- Паспорт практики
- Краткое описание практики
- Презентация практики
- Постановление администрации Снежинского городского округа от 28.03.2017 № 398 «О внесении изменений в муниципальную программу «Создание условий для устойчивого экономического развития на 2016-2020 гг.»
- Постановление администрации Снежинского городского округа от 30.06.2017 г. №873 «Об утверждении Положения «Об общественном координационном совете по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в города Снежинск»
Ресурсы:
Контакты ответственных лиц за реализацию практики: