Главная > Практики > Лесной > Практики в Лесном > "Хранители истории: сохраняя прошлое, создаем будущее"

Практика: "Хранители истории: сохраняя прошлое, создаем будущее"

Организация работы школьного музея.

Срок реализации практики:

2021-2023 годы

Цель:

Создание условий для становления нравственно-патриотического сознания обучающихся через трансформацию форм работы и пространства школьного музея.

Задачи:

  • Проанализировать имеющийся опыт работы школьного музея как центра гражданско-патриотического воспитания обучающихся, выявить преимущества и дефициты, создать инициативную группу для реализации проекта.
  • Определить круг актуальных форм работы музея, исходя из интересов обучающихся, других участников образовательных отношений и имеющихся ресурсов.
  • Активизировать работу педагогического коллектива для вовлечения обучающихся в процесс создания и транслирования музейных ценностей.
  • Привлечь социально активную группу детей и молодежи через погружение в социально-значимые, гражданско-патриотические форматы работы.
  • Расширить пространство школьного музея в процессе реализации Рабочей программы воспитания через использование школьных локаций и информационно-коммуникационных технологий.

Предпосылки реализации:

  • деятельность, в которую вовлекаются участники образовательных отношений, разворачивается лишь в пределах одного помещения;
  • снижение уровня активности и инициативы обучающихся в рамках музейных событий;
  • острая потребность в трансляции увеличившегося количества экспонатов и композиций музейных выставок, имеющегося опыта проектно-исследовательской, волонтерской работы с обучающимися, социальными партнерами школы.

Описание муниципальной практики:

"Хранители истории: сохраняя прошлое, создаем будущее" представляет собой максимально эффективное использование пространства и фонда школьного музея для формирования гражданских, духовно-нравственных, патриотических ценностей современных детей и подростков. Данная практика направлена на передачу инициативы развития музея школы из рук "взрослого" в руки "ребенка".

Компонентами реализуемой практики являются:

  1. #вМузее – традиционные формы работы школьного музея: музейные уроки, уроки Мужества, экскурсии. Особенностью данных форм работы музея являются неактивные взаимодействие детей со взрослыми и детей с музейными ценностями. Данные формы остаются в работе музея, так как позволяют охватить большое количество участников и способствуют передаче школьных традиций. При этом в формате внеурочных занятий руководителем музея проводится курс "Музейное дело", в рамках которого обучающимися изучается методика проведения музейных мероприятий.
  2. #внеМузея – активное участие детей в организации и проведении музейных событий, акций и проектов под руководством наставников. Особенностью компонента является социально значимая деятельность обучающихся, основанная на исследовании музейного фонда. К данному компоненту относятся:
    •    Акция "Дети-детям". Суть акции заключается в интеграции музейной экспозиции с литературными произведениями. Например, "Дети-детям. Детство моё", "Дети-детям. Читаем о блокадном Ленинграде".
    •    Исследовательский проект "Три женщины. Одна война", который был реализован волонтерами музейного отряда и основан на изучении и интерпретации видеоматериалов сотрудниц школы, рассказывающих о тяготах военного времени.
    •    Исследовательский проект "Сталинградская битва глазами Л. Тырина". Волонтеры музейного отряда исследовали источники личного происхождения, на основании проведенной работы организовали экспозицию к 80-летию победы в Сталинградской битве, размещенную в холле школы, а также создали под руководством наставника видеосюжет "Сталинградская битва". На основе проделанной исследовательской работы было написано сочинение в рамках Всероссийского конкурса "Без срока давности", автор которого стал призером регионального этапа.
    •    Создание новых экспозиций школьного музея: "Герои и подвиги", посвященная героям СВО, "Герои Беслана", посвященная сотрудникам спецназа ФСБ России и отряда "Центроспас" МЧС России.
  3. #неМузей – инициированные детьми образовательные события с использованием музейных форматов. Характерной чертой является появление личной значимости данной деятельности для социально активной группы детей и молодежи, которая создает новую музейную реальность:
  • - "Музей своими руками". По инициативе активных участников волонтерского музейного отряда был создан Музей, экспозиции которого были посвящены Дню снятия блокады Ленинграда и расположены на 3 этаже школы. Каждый класс представил один из символов блокадного Ленинграда, а затем детьми-экскурсоводами была проведена экскурсия для всех обучающихся школы.
  • Презентация экспозиции "Герои Беслана" на ежегодной памятной церемонии ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
  • "Приветствуем тебя, выпускник" – день открытых дверей в честь 20-летия школьного музея. На основе данного события начался сбор информации о педагогах и обучающихся школы за 2002-2022 гг. для продолжения летописи истории школы.
    Данный компонент основывается на самостоятельной деятельности обучающихся, где наставник «взрослый» становится соавтором воплощения детских идей. Предполагаемым результатом практики становится переход от волонтера музейного отряда в хранителя истории школы: это человек с активной гражданской позицией, который проявляет уважение к историческому и культурному наследию, позитивно преобразует его через качественную трансформацию форм музейной работы и пространства.

Внедрение практики позволило:

  • увеличить количество участников научно-исследовательской работы;
  • активизировать волонтерскую деятельность в сфере привлечения к музейному делу;
  • повысить имидж школы в образовательном пространстве, профессиональном сообществе.

Затраты на реализацию практики:

Финансирование практики осуществляется за счет средств регионального бюджета.

  1. Приобретение канцелярских товаров - 10 тыс. руб.

Достигнутые результаты в 2022 году:

  1. Количество проведенных музейных уроков - 14.
  2. Количество уроков Мужества - 5.
  3. Количество проведённых экскурсий - 2.
  4. Количество новых экспозиций - 3.
  5. Количество реализованных волонтерских акций "Дети-детям" - 4.
  6. Количество исследовательских проектов, сделанных на базе школьного музея - 5.
  7. Количество организованных музейных событий с участием юнармейского отряда "Лаггар" - 3.
  8. Количество образовательных событий с привлечением широкой общественности - 3.
  9. Количество публикаций о реализации проекта в официальной группе школы в Вконтакте - 13.
  10. Количество обучающихся, привлеченных в волонтерский музейный отряд - 12.
  11. Количество педагогов, вовлеченных в деятельность школьного музея - 5.
  12. Количество родителей, привлеченных к разработке нового музейного пространства - 24.
  13. Количество представителей социальных партнеров, участвующих в деятельности школьного музея - 32.

Выгодополучатели:

  1. Волонтеры музейного отряда.
  2. Обучающиеся МБОУ СОШ №67.
  3. МБОУ СОШ № 67.

Документы практики:

1. Паспорт практики.

2. Презентация практики.

3. Рабочая программа воспитания на 2022-2025 гг. (уровень начального, общего и среднего образования).

Ресурсы практики:

Официальный сайт
Страница в социальной сети "ВКонтакте"

Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Свалова Елена Викторовна

Директор МБОУ "СОШ № 67 имени Героя Российской Федерации В.В. Замараева"

+7(950)648-87-15, sev230381@yandex.ru

Гудыма Мария Андреевна

Заместитель директора МБОУ "СОШ № 67 имени Героя Российской Федерации В.В. Замараева"

+7(922)207-33-99, M.A.Gudyma@yandex.ru

Садченкова Елена Аркадьевна

Заместитель директора МБОУ "СОШ № 67 имени Героя Российской Федерации В.В. Замараева" руководитель волонтёрских акций       

+7(981)303-14-91, elenasurzhik1986@mail.ru