Главная > Практики > Лесной > Практики в Лесном > Градостроительный хакатон "Юный архитектор"

Практика: Градостроительный хакатон "Юный архитектор"

Образовательное событие для дошкольников от 4-х лет, основу которого составляет конструктивная деятельность детей.

Срок реализации практики:

С 2019 года по настоящее время.

Цель:

Совершенствование условий для активизации и популяризации конструктивно-модельной деятельности дошкольников 4-5, 5-6 лет (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в рамках подготовки и проведения открытого событийного образовательного формата.

Задачи:

  1. Создать условия для проведения открытого событийного образовательного формата по развитию конструктивно-модельной деятельности детей от 4-х лет на базе МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" в инновационном формате – хакатон.
  2. Увеличить количество дошкольников 4-6 лет, в том числе с ОВЗ, вовлечённых в конструктивно-модельную деятельность, посредством привлечения в образовательное мероприятие воспитанников из других детских садов (не менее 100 человек).
  3. Сформировать на базе ДОУ успешную команду инициативных, ответственных педагогов-единомышленников, обладающих высокой степенью развития сотрудничества и готовых к созданию новых образовательных продуктов (10-12 человек).
  4. Обеспечить увеличение количества педагогов ДОУ, повысивших профессиональный уровень в области развития конструктивно-технических способностей детей (не менее 75%).
  5. Расширить спектр используемых детьми конструктивных материалов (деревянный строительный конструктор, лего-конструктор, бросовый материал, дополнительные игровые материалы) и раскрыть возможности их "миксования".
  6. Мотивировать руководителей и педагогов ДОУ – участников интерактивного события к использованию инновационных образовательных технологий и форм организации конструктивно-модельной деятельности детей; развивать формат сетевого взаимодействия.
  7. Обеспечить интеграцию видов детской деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) посредством выполнения детьми разнообразных практико-ориентированных заданий в ходе мероприятия.
  8. Привлечь родителей (законных представителей) к участию в разнообразных образовательных событиях по развитию конструктивно-модельной деятельности дошкольников и, следовательно, к её популяризации.

Предпосылки реализации:

  • необходимость создания непрерывного технического образования;
  • необходимость формирования у детей элементарных представлений о создании городской среды.

Описание муниципальной практики:

Хакатон организован и проведён командой педагогов МБДОУ "Детский сад №24 "Светлячок" на базе учреждения: для детей 4-5 лет и 5-6 лет.

Хакатон объединяет участников с различными уровнями знаний и навыков под руководством специалистов-практиков (педагогов-менторов из ДОУ – организатора); непосредственно на площадке хакатона появляются новые идеи, которые здесь же доводятся до реализации (необходимость дооформить постройку, внести в неё изменения, объединить постройки в улицу с комфортной инфраструктурой). Творческая неформальная атмосфера, неотъемлемый атрибут хакатона, поддерживается персонажем, который мотивирует конструктивную деятельность детей.

Хакатон состоит из 2-х этапов: заочного (подготовительного) и очного.

На заочном (подготовительном) этапе в ДОУ – участники получают "технические задания". Выполнение заданий предполагает проведение подготовительных образовательных событий; в результате отбирается команда детей на очный этап. "Техническое задание" становится основой конструирования на очном этапе, благодаря этому команды детей находятся в равных стартовых условиях.

Чек-лист очного этапа: мотивация (проблемная ситуация), интеллектуальный квест, конкурсный этап ("Техническое задание"; "Строительные площадки"; "Творческий"; "Презентация"), танцевальный флешмоб, подведение итогов с награждением.

Мотивация – появление сказочного персонажа, которому нужна помощь (не более 5 мин.):

  • домовёнок Кузя попросил детей 5-го года жизни построить для него и его друзей двухэтажные дома (на заочном этапе рассылались фотографии «тренировочных вариантов» домов в 3-х проекциях);
  • к дошкольникам 5-6 лет пришёл Незнайка, который впоследствии наблюдал, как детьми создаются разные учреждения для жителей Цветочного города – коротышек (на заочном этапе "техническим заданием" были электронные письма от коротышек с описанием желаемой постройки; к примеру, поэт Цветик попросил построить библиотеку, а художник Тюбик – музей, чтобы делать выставки своих картин и т.п.).

Интеллектуальный квест способствует "погружению" детей в предстоящую деятельность: все команды "по кругу" выполняют задания, подготовленные педагогами-менторами (для детей – "бригадиры стройки"). Детей 4-5 лет ждали игровые   интеллектуальные задачки, связанные с геометрическими формами и телами, конструктивными схемами; дошкольников 5-6 лет – с главным назначением будущих построек (например, дидактическая игра "Строение автомобиля", так как одна из "строек" – "Автомобильный завод" по просьбе Винтика и Шпунтика). Каждое задание выполняется 3 минуты, таким образом, при шести-семи командах квест длится не более 21 мин.  

Конкурсный этап ХАКАТОНа заключается в следующем:

  • Этап "Техническое задание": команды детей получают от "бригадиров" "технические задания" с изменёнными / дополненными условиями. Так, дети 4-5 лет узнали, что индивидуальные постройки – двухэтажные дома должны объединиться в благоустроенную улицу, а улицы – в город Дружбы для домовёнка Кузи и его друзей. Коротышки попросили старших детей внести дополнительные конструктивные решения в коллективные постройки социальных объектов (например, Пончик при строительстве кафе заказал в проекте место для эстрады, где бы выступал Гусля и т.д.). При этом дети ставятся в ситуацию "неясных знаний", и, под руководством педагогов-менторов, их деятельность осуществляется в зоне ближайшего развития. На этом этапе начинают ярко проявляться взаимоотношения детей (как они распределяют свои обязанности и ответственность), поэтому особое внимание педагоги-менторы уделяют формированию командных связей (этап не более 3 мин.).
  • Этап "Строительные площадки": самостоятельная конструктивная деятельность детей, при необходимости, с поддержкой менторов. При "строительстве" на команду детей 4-5 лет предоставляется 4-е набора конструктора; на команду детей 5-6 лет – 5 наборов (этап не более 15 мин.).
  • Этап "Творческий": благоустройство улиц, украшение зданий детьми при помощи конструктора лего, дополнительного и бросового материала – «миксование» используемых материалов (этап не более 10 мин.).

Во время первых трёх этапов менторы косвенно фокусируют детей на соблюдении научных принципов строительства и благоустройства: польза, прочность, красота.

  • Этап "Презентация": для подготовки представления командам предлагаются вопросы-критерии (модель рассказывания из 3-4 вопросов) (для подготовки – не более 3 мин., затем каждая команда поочерёдно презентует свой продукт деятельности). При презентации сказочный персонаж вместе с «начальником стройки» (заведующим из ДОУ – организатора) строят с детьми диалог по критериям выполнения "технического задани"» (то есть соответствие задумки и результата).
  • Танцевальный флешмоб проводится в честь "строителей", получивших положительный результат деятельности. Цель: ощущение заряда позитивной энергии, духа большой команды детей и взрослых (не более 5 мин.).

Подведение итогов ХАКАТОНа осуществляется членами экспертной комиссии в соответствии с критериями в оценочных листах; командам вручаются Дипломы победителей, призёров и номинантов, а также памятные подарки от сказочного персонажа (игрушки-самоделки "домовёнок Кузя" / книги Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей").

Общее время проведения "Градостроительного ХАКАТОНа "Юный архитектор" – не более 1ч.20мин.

 Внедрение практики позволило:

  • увеличить количество ДОУ города активно включённых в сетевое взаимодействие по формированию конструктивно-модельной деятельности детей.

Затраты на реализацию практики:

Финансирование практики осуществляется за счет средств регионального бюджета,  собственных средств учреждения, инвестированных средств ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор".

  1. Приобретение индивидуальных наборов настольного деревянного конструктора "Дом радости" (95 элементов) - 96 тыс. рублей.
  2. Приобретение дополнительных материалов для оформления построек - 3 тыс. рублей.
  3. Приобретение печатной и иной продукции для формирования банка игр и дидактических материалов (для очного этапа практики) - 1,5 тыс. рублей.
  4. Приобретение швейных материалов, печатной продукции для награждения команд-участников (игрушки-самоделки, дипломы, книги) - 3 тыс. рублей.
  5. Приобретение индивидуальных бутылок с питьевой водой для детей, бутылок с питьевой водой и одноразовых стаканов – для взрослых - 1,9 тыс. рублей.
  6. Приобретение единой формы для команды педагогов-организаторов практики - 4,8 тыс. рублей.
  7. Оплата оформления зала (композиции из шаров и плоскостные декорации) - 6 тыс. рублей.

Достигнутые результаты:

  1. Количество ДОУ, участвующих в практике (% от общего кол-ва ДОУ города) - 5 (25%).
  2. Количество вовлеченных детей 4-6 лет, принявших участие в заочном (подготовительном) этапе (в том числе детей с ОВЗ) - 121 (29) человек.
  3. Количество детей 4-6 лет, принявших участие в очном этапе (в том числе детей с ОВЗ) - 21 (6) человек.
  4. Количество образовательных событий, проведённых в рамках практики в ДОУ (на заочном (подготовительном) этапе и после практики) - 9.
  5. Количество педагогов ДОУ – организатора, повысивших профессиональный уровень в области развития конструктивно-технических способностей детей (% от общего кол-ва педагогов ДОУ – организатора) - 6 (22%).
  6. Количество родителей, вовлеченных в разнообразные  образовательные события в рамках практики  - 27 человек.

Выгодополучатели:

  1. Дошкольники 4-6 лет.
  2. Администрация и педагоги ДОУ – участников.
  3. Администрация и педагоги ДОУ – организатора.
  4. Родители (законные представители) дошкольников.
  5. Городской округ "Город Лесной" МКУ "Управление образования администрации городского округа "Город Лесной".

Документы практики:

1. Паспорт практики.

2. Презентация практики.

3. Положение о проведении Градостроительного ХАКАТОНа "Юный архитектор" (для детей 4-5 лет).

4. Положение о проведении Градостроительного ХАКАТОНа "Юный архитектор" (для детей 5-6 лет).

Ресурсы практики:

Официальный сайт

Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Уткина Елена Валерьевна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 24 "Светлячок" компенсирующего вида" 

8(34342)419-35, dou24@edu-lesnoy.ru

Рубашкина Татьяна Александровна 

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 24 "Светлячок" компенсирующего вида"

8 (34342)419-35, dou24@edu-lesnoy.ru

Сергеева Людмила Александровна 

Воспитатель  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 24 "Светлячок" компенсирующего вида" 

8(34342)468-04, dou24@edu-lesnoy.ru