Формирование образовательного пространства, обеспечивающего доступ каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью к качественному дошкольному образованию.
Срок реализации практики:
С 2019 года по настоящее время.
Цель:
Формирование образовательного пространства на базе МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька", обеспечивающего доступ каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью к качественному дошкольному образованию посредством создания системы эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ, инклюзивных практик, общественно значимых мероприятий.
Задачи:
- Увеличить количество детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дошкольных образованием.
- Организовать обучение на дому по месту проживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
- Ввести в штатное расписание ДОУ дополнительные ставки специалистов для выполнения рекомендаций ТПМПК.
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования.
- Разработать и реализовать адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся различных нозологических групп, инклюзивные практики, направленные на социализацию детей с ОВЗ и инвалидностью.
- Создать условия для оказания консультативной помощи, сопровождения и информационной поддержки родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.
- Развивать формат сетевого взаимодействия, организовывать и проводить мероприятия по обучению и обмену опытом.
- Способствовать развитию инклюзивной культуры горожан, формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.
Предпосылки реализации:
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в частности детей с расстройствами аутистического спектра приводит к увеличению потребности в специальных образовательных условиях;
- позднее выявление детей, имеющих отклонения в развитии (средний и старший дошкольный возраст) снижает эффективность и результативность психолого-педагогической помощи, коррекционно-развивающей работы;
- некоторые родители, знающие о нарушениях в развитии ребенка, настаивают на обучение в массовом детском саду, а педагоги групп общеразвивающей направленности, в свою очередь, не готовы работать с детьми данной категории.
- в детских садах отсутствует междисциплинарная команда квалифицированных специалистов для полноценного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, выполнения рекомендаций ТПМПК.
- педагоги недостаточно владеют современными технологиями коррекции нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста.
Описание муниципальной практики:
«Детский сад «Яблонька» — уникальный детский сад на территории городского округа «Город Лесной», в который принимаются дети с ОВЗ и инвалидностью со всего города на основании заключения ТПМПК. В детском саду обеспечивается равный доступ к образованию для всех обучающихся, опираясь на особенности их психофизического развития, особые образовательные потребности, индивидуальные возможности в соответствии с законом об образовании в РФ.
В рамках практики реализуются адаптированные программы, инклюзивные практики, индивидуальные образовательные маршруты, программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов.
Повышение качества образования происходит за счет внедрения современных коррекционных технологий: квест-технологий, логоритмики с элементами биоэнергоплатики, пескотерапии, мозжечковой стимуляции, сенсорной интеграции, альтернативной коммуникации, метода замещающего онтогенеза, эмоционально-смыслового подхода. Также в детском саду организовано нейропсихологическое сопровождение детей.
Вместе с этим была открыта «Школа для родителей», где проводятся очные групповые встречи в формате семинаров и практикумов. На семинарах обсуждаются вопросы возрастных особенностей и формирования высших психических функций, дифференциальной диагностики нарушений развития, методов и подходов коррекционно-развивающей интервенции.
На практикумах родители отрабатывают на собственном опыте методы и приемы коррекционно-развивающей интервенции. После чего отрабатывают усвоенные приемы на собственных детях и дают обратную связь.
Кроме того, в рамках практики осуществляется участие в социальных проектах и благотворительных акциях, проведение мероприятий, привлекающих внимание к проблемам детей с ОВЗ, детей-инвалидов, таких как: Международный день инвалида, Международный день человека с синдромом Дауна, Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В апреле, в рамках Весенней недели добра, традиционно проходит совместный «Весенний концерт», организованный учениками общеобразовательных школ города для воспитанников ДОУ с ОВЗ и инвалидностью.
Внедрение практики позволило:
- увеличить количество детей с ОВЗ и инвалидностью, посещающих детский сад;
- создать оптимальные условия совместного обучения обучающихся с ОВЗ и здоровых обучающихся;
- внедрить в практику эффективные современные развивающие и коррекционные технологии;
- повысить имидж детского сада в городском профессиональном сообществе.
Затраты на реализацию практики:
Финансирование практики осуществляется за счет средств местного, регионального бюджетов и добровольных пожертвований.
- Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования "Доступная среда" - 1 464 тыс. руб.
- Приобретение комплектов "Успех Макси" для мозжечковой стимуляции для регулярных занятий по методике Бильгоу - 30 тыс. руб.
- Приобретение утяжелителей для детей с РАС - 100 тыс. руб.
- Приобретение наборов карточек PECS/ПЕКС для альтернативной коммуникации - 15 тыс. руб.
- Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ - 75 тыс. руб.
Достигнутые результаты в 2022 году:
- Количество детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" по адаптированным образовательным программам дошкольного образования - 64 чел.
- Количество детей с РАС, обучающихся в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" - 13 чел.
- Количество детей-инвалидов, обучающихся в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" - 33 чел.
- Количество детей с синдромом Дауна, посещающих группы раннего возраста в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" - 2 чел.
- Количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающиеся на дому - 5 чел.
- Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по работе с детьми с РАС - 2 чел.
- Количество родителей, посещающих "Школу для родителей" - 15 чел.
- Количество родителей, получивших консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью - 119 чел.
Выгодополучатели:
- Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.
- Педагоги дошкольных образовательных учреждений города.
- МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька".
- Родители (законные представители) детей с ОВЗ и инвалидностью.
Документы практики:
1. Паспорт практики.
2. Презентация практики.
3. Правила приема в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 22 "Яблонька" комбинированного вида".
4. Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад № 22 "Яблонька" комбинированного вида.
5. Договор об оказании образовательных услуг обучающемуся, нуждающемуся в длительном лечении, ребенку-инвалиду в части организации обучения по образовательной программе дошкольного образования на дому (в медицинской организации).
Ресурсы практики:
Контакты ответственных лиц за реализацию практики:
|
|
Бусыгина Ирина Владимировна
Заведующий МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"
8(34342)4-84-06, dou22@edu-lesnoy.ru
|
|
|
Андрейчук Дарья Сергеевна
Педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"
8(34342)4-84-06, dou22@edu-lesnoy.ru
|
|
|
Попова Марина Викторовна
Учитель-дефектолог МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"
8(34342)4-84-06, dou22@edu-lesnoy.ru
|