Главная > Практики > Лесной > Практики в Лесном > "Детский сад для всех детей"

Практика: "Детский сад для всех детей"

Формирование образовательного пространства, обеспечивающего доступ каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью к качественному дошкольному образованию.

Срок реализации практики:

С 2019 года по настоящее время.

Цель:

Формирование образовательного пространства на базе МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька", обеспечивающего доступ каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью к качественному дошкольному образованию посредством создания системы эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ, инклюзивных практик, общественно значимых мероприятий.

Задачи:

  • Увеличить количество детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных дошкольных образованием.
  • Организовать обучение на дому по месту проживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  • Ввести в штатное расписание ДОУ дополнительные ставки специалистов для выполнения рекомендаций ТПМПК.
  • Повысить компетентность педагогов ДОУ в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования.
  • Разработать и реализовать адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся различных нозологических групп, инклюзивные практики, направленные на социализацию детей с ОВЗ и инвалидностью.
  • Создать условия для оказания консультативной помощи, сопровождения и информационной поддержки родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.
  • Развивать формат сетевого взаимодействия, организовывать и проводить мероприятия по обучению и обмену опытом.
  • Способствовать развитию инклюзивной культуры горожан, формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.

Предпосылки реализации:

  • рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в частности детей с расстройствами аутистического спектра приводит к увеличению потребности в специальных образовательных условиях;
  • позднее выявление детей, имеющих отклонения в развитии (средний и старший дошкольный возраст) снижает эффективность и результативность психолого-педагогической помощи, коррекционно-развивающей работы;
  • некоторые родители, знающие о нарушениях в развитии ребенка, настаивают на обучение в массовом детском саду, а педагоги групп общеразвивающей направленности, в свою очередь, не готовы работать с детьми данной категории.
  • в детских садах отсутствует междисциплинарная команда квалифицированных специалистов для полноценного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, выполнения рекомендаций ТПМПК.
  • педагоги недостаточно владеют современными технологиями коррекции нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста.

Описание муниципальной практики:

«Детский сад «Яблонька» — уникальный детский сад на территории городского округа «Город Лесной», в который принимаются дети с ОВЗ и инвалидностью со всего города на основании заключения ТПМПК. В детском саду обеспечивается равный доступ к образованию для всех обучающихся, опираясь на особенности их психофизического развития, особые образовательные потребности, индивидуальные возможности в соответствии с законом об образовании в РФ.

В рамках практики реализуются адаптированные программы, инклюзивные практики, индивидуальные образовательные маршруты, программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

Повышение качества образования происходит за счет внедрения современных коррекционных технологий: квест-технологий, логоритмики с элементами биоэнергоплатики, пескотерапии, мозжечковой стимуляции, сенсорной интеграции, альтернативной коммуникации, метода замещающего онтогенеза, эмоционально-смыслового подхода. Также в детском саду организовано нейропсихологическое сопровождение детей.

Вместе с этим была открыта «Школа для родителей», где проводятся очные групповые встречи в формате семинаров и практикумов. На семинарах обсуждаются вопросы возрастных особенностей и формирования высших психических функций, дифференциальной диагностики нарушений развития, методов и подходов коррекционно-развивающей интервенции.

На практикумах родители отрабатывают на собственном опыте методы и приемы коррекционно-развивающей интервенции. После чего отрабатывают усвоенные приемы на собственных детях и дают обратную связь.

Кроме того, в рамках практики осуществляется участие в социальных проектах и благотворительных акциях, проведение мероприятий, привлекающих внимание к проблемам детей с ОВЗ, детей-инвалидов, таких как: Международный день инвалида, Международный день человека с синдромом Дауна, Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В апреле, в рамках Весенней недели добра, традиционно проходит совместный «Весенний концерт», организованный учениками общеобразовательных школ города для воспитанников ДОУ с ОВЗ и инвалидностью.

Внедрение практики позволило:

  • увеличить количество детей с ОВЗ и инвалидностью, посещающих детский сад;
  • создать оптимальные условия совместного обучения обучающихся с ОВЗ и здоровых обучающихся;
  • внедрить в практику эффективные современные развивающие и коррекционные технологии;
  • повысить имидж детского сада в городском профессиональном сообществе.

Затраты на реализацию практики:

Финансирование практики осуществляется за счет средств местного, регионального бюджетов и добровольных пожертвований.

  1. Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования "Доступная среда" -  1 464 тыс. руб.
  2. Приобретение комплектов "Успех Макси" для мозжечковой стимуляции для регулярных занятий по методике Бильгоу - 30 тыс. руб.
  3. Приобретение утяжелителей для детей с РАС - 100 тыс. руб.
  4. Приобретение наборов карточек PECS/ПЕКС для альтернативной коммуникации   - 15 тыс. руб.
  5. Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ  - 75 тыс. руб.

Достигнутые результаты в 2022 году:

  1. Количество детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" по адаптированным образовательным программам дошкольного образования - 64 чел.
  2. Количество детей с РАС, обучающихся в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" - 13 чел.
  3. Количество детей-инвалидов, обучающихся в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" - 33 чел.
  4. Количество детей с синдромом Дауна, посещающих группы раннего возраста в МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" - 2 чел.
  5. Количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающиеся на дому - 5 чел.
  6. Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по работе с детьми с РАС - 2 чел.
  7. Количество родителей, посещающих "Школу для родителей" - 15 чел.
  8. Количество родителей, получивших консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью - 119 чел.

Выгодополучатели:

  1. Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.
  2. Педагоги дошкольных образовательных учреждений города.
  3. МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька".
  4. Родители (законные представители) детей с ОВЗ и инвалидностью.

Документы практики:

1. Паспорт практики.

2. Презентация практики.

3. Правила приема в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 22 "Яблонька" комбинированного вида".

4. Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад № 22 "Яблонька" комбинированного вида.

5. Договор об оказании образовательных услуг обучающемуся, нуждающемуся в длительном лечении, ребенку-инвалиду в части организации обучения по образовательной программе дошкольного образования на дому (в медицинской организации).


Ресурсы практики:

Официальный сайт
Страница в социальной сети "ВКонтакте"

Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Бусыгина Ирина Владимировна

Заведующий МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"

8(34342)4-84-06, dou22@edu-lesnoy.ru

Андрейчук Дарья Сергеевна

Педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"    

8(34342)4-84-06, dou22@edu-lesnoy.ru

Попова Марина Викторовна

Учитель-дефектолог МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"

8(34342)4-84-06, dou22@edu-lesnoy.ru