Главная > Новости > Региональные практики > Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки

Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки

Практика «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки» является одной из лучших практик городского округа «Город Лесной» Свердловской области представленной на Конкурс лучших муниципальных практик и инициатив социально-экономического развития в муниципальных образованиях на территориях присутствия Госкорпорации Росатом в 2019 году.

МБУ «ЦГДБ им. А.П. Гайдара» уже более 22 лет ведёт системную работу с детьми-инвалидами и членами их семей. За многие годы библиотека сформировала особую социокультурную среду. Организовано творческое объединение «Лучики» для детей-инвалидов и членов их семей. На сегодняшний день объединение посещают дети с тяжёлыми нарушениями здоровья (аутизм, ДЦП, синдром Дауна, олигофрения, особенности развития эмоционально-волевой сферы, нарушения зрения и слуха, другие заболевания).

В основе деятельности объединения - социокультурная реабилитация, направленная на компенсацию ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов средствами культуры, искусства и творчества.

За время многолетней работы сформировались три направления социокультурной реабилитации: досуговое, просветительское, творческое. Ключевые методы реабилитации – библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия, театротерапия.

В рамках досугового направления библиотека ежегодно проводит для детей–инвалидов и членов их семей праздники к календарным и знаменательным датам, а также семейные и народные, активно вовлекает детей в библиотечные фестивали, конкурсы, инклюзивные акции. Администрацией ЦГДБ им. А.П. Гайдара организуются культурные поездки членов объединения на цирковые представления и театральные постановки в г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил.

В рамках просветительского направления ведется комплектование фондов медицинской, психологической, педагогической литературой, изданиями досугового характера, в т. ч. и на специальных носителях. С целью устранения информационных барьеров, обеспечения удобного эргономического пространства в библиотеке создана Яблочная полка, организованы «зоны» для «тихого» чтения, для проведения занятий творчеством, организации досуга. Для членов объединения проводятся заочные краеведческие экскурсии по городам Свердловской области, чтения-слушания произведений лучшей детской литературы, беседы о прочитанном. Для родителей организуются социальные гостиные - встречи со специалистами: медиками, психологами, юристами. Родители получают необходимую педагогическую, правовую и социальную поддержку, информацию по вопросам действующего законодательства, о новых нетрадиционных формах обучения и воспитания, адресах лучших медицинских центров страны.

В рамках творческого направления проводятся творческие мастерские и занятия по арт-терапии. В создании работ применяются различные нетрадиционные техники:  бумагопластика, шерстяная живопись, батик, роспись по ткани, квиллинг, скрапбукинг, работа с синильной проволокой, тканью и другие. Изобразительные и декоративно-прикладные работы "лучиков" неоднократно отмечены дипломами городских и областных фестивалей творчества детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями –  активные участники видео-интернет-проектов библиотеки: «Потому, что русский я по духу», «ЖУК» (Живой Указатель Книг), «СТИХИйные чтения поБасенкам», посвященные 250 летию И.А. Крылова, поэтические микрофоны, посвященные Дню города и комбината.

Кроме того, ведётся индивидуальная работа с детьми – инвалидами:

  • индивидуальное информирование, составление рекомендательных планов чтения, при этом обязательно учитываются заболевание, уровень начитанности, характер проблемы читателя;
  • домашний абонемент (обслуживание инвалидов на дому).

Со дня основания объединения в библиотеке работает Бюро Добрых Дел. Библиотечные специалисты в определенный час и день читают малышам сказки по телефону, поздравляют больных детей с днём рождения  от имени литературных героев. Дистанционно через программу Skype учат мастерить поделки, предлагают стать удаленными участниками мероприятий.

Специальная система отметок на формулярах читателей позволяет проводить индивидуальную работу с каждым ребенком-инвалидом, приходящим в библиотеку. Учитываются все особенности заболевания ребенка. Активно идёт работа по обучению детей и родителей компьютерной грамотности и поиску информации в глобальной сети Интернет по специальному проекту «Лучик в Интернете».

В 2017 г. совместно с Молодёжной общественной организацией градообразующего предприятия ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» внедрена инновационная форма реабилитации – «книжный» поход.

В 2018 г. реализован новый социокультурный просветительский проект «Книги, в которых мы не были», посвящённый знакомству с новой литературой из серии «Новая детская книга».

Большое внимание в библиотеке уделяется созданию условий для общения особых детей с внешним миром, друг с другом, со своими сверстниками – детьми.

В рамках всероссийской акции «Библиосумерки-2018» для детей-инвалидов организована благотворительная инклюзивная акция «Радостные дети». С этой целью   на акцию приглашаются ребята-участники клубных формирований городских учреждений культуры, учащиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования.

При активной поддержке Молодёжной общественной организации градообразующего предприятия библиотека реализует инновационную практику общения с особыми детьми – «дружботерапия». Это инклюзивные встречи, на которые приходят семьи, воспитывающие детей-инвалидов и семьи, воспитывающие здоровых детей. Такие встречи помогают особым детям наладить общение со сверстниками, познакомиться с единомышленниками, но самое главное, найти друзей!

Кроме того, в целях беспрепятственного доступа и обслуживания детей с ограниченными физическими возможностями установлен пандус, кнопка вызова, для слабовидящих пользователей на ступени библиотеки нанесена специальная маркировка.

Для реабилитации детей-инвалидов в библиотеке создано внутреннее комфортное пространство, предполагающее свободный доступ к фондам библиотеки, получение информации в доступных для детей-инвалидов форматах. Библиотека активно развивает дистанционные услуги: онлайн доступ к электронному каталогу, тематические веб-проекты, а также виртуальное обслуживание: «продление книги», «виртуальная справка».

Внедрение практики «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки» позволило повысить информированность членов семей детей-инвалидов по вопросам развития и реабилитации, создать условия для полноценного участия детей-инвалидов в жизни городского сообщества, а также увеличить количество детей-инвалидов и членов их семей, вовлечённых в процесс социокультурной реабилитации.

Подробнее познакомиться с документами практики «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки» можно по ссылке: http://xn----8sbnldambc7bl0af0dp.xn--p1ai/praktiki/lesnoi/praktiki-v-lesnom/sotsiokulturnaia-reabilitatsiia-detei-invalidov-v-usloviiah-biblioteki