Главная > Практики > Глазов > Практики в Глазове > Успенская и Никольские ярмарки. Возрождение традиций

Практика: Успенская и Никольские ярмарки. Возрождение традиций

Номинация: Развитие туристического потенциала региона.

Организация и проведение летней Успенской ярмарки, приуроченной к Медовому спасу и зимней Никольской ярмарки, приуроченной к открытию городской Новогодней ёлки на их историческом месте – на центральной площади города.

Работа ярмарок включает в себя: ярмарочные забавы, дегустацию и продажу меда, русские посиделки у самовара и китайской чайной церемонии, выставку - продажу изделий народного творчества увлекательные мастер-классы - роспись глиняных заготовок, работу на ткацком станке, изготовление кукол-оберегов, выступление коллективов народного творчества и т.п

Описание муниципальной практики:

В первой половине XIX века заметно развивалась торговля в Глазове и уезде. К концу первой половины XIX века в Глазовском уезде в год проводилось до 6 значительных ярмарок, до 10 торжков и множества местных базаров. На них съезжалось до 5000 крестьян со своими товарами. Торговый оборот ярмарок, торжков и базаров составлял в 1856 году около 85 тыс. рублей. Значительная часть продаваемых удмуртами товаров (хлеб, кожи, лен, сало, льносемя, пенька) шла на внешний рынок через Архангельский порт.

В Глазове в конце XIX века проводились августовские ярмарки – Медовая и Конная, а потом они объединились в одну большую – Успенскую, которую учредили в 1895 году. К 1897 г. в городе ежегодно проходило две ярмарки: Успенская (с 17 августа в течение недели) и Никольская (с 5 по 10 декабря). Успенская ярмарка получила свое название в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, Никольская ярмарка начиналась накануне дня Святого Николы.

Ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны.

В Глазове проект Успенской ярмарки реализуется с 2015 года. Ярмарка проходит в августе и приурочена к Медовому спасу (14 августа). Работа ярмарки включает в себя: ярмарочные забавы, дегустацию и продажу меда, русские посиделки у самовара и китайской чайной церемонии, выставку- продажу изделий народного творчества увлекательные мастер-классы - роспись глиняных заготовок, работу на ткацком станке, изготовление кукол-оберегов, выступление коллективов народного творчества и т.п. Число посетителей и участников ярмарки с каждым годом увеличивается, с 2015 – 1000 человек, 2016 - 8 500 человек, 2017 - 15 600 человек. Что говорит об актуальности проекта и заинтересованности им горожанами и гостями города.

С декабря 2016 года в Глазове реализуется проект Никольской ярмарки. На ярмарке проходят народные гуляния, конкурсы и состязания, ярморочные снежные забавы, концертная программа. Кроме того, в рамках ярмарки проходит открытие городской Новогодней ёлки. В прошлом году количество посетителей и участников ярмарки составило 6 929 человек.

Для участия в ярмарке привлекаются представители Удмуртии и соседних регионов.

Ярмарки проходят на исторических местах их проведения - это площадь Свободы (Торговая или Соборная площадь).

Возрождение традиций в Глазове спустя 100 лет на Успенской и Никольской ярмарках способствует развитию событийного туризма в Глазове, налаживанию партнерских отношений между товаропроизводителями региона, поддерживает и развивает интерес населения к народному творчеству и традиционным ремеслам, обеспечивает занятость и досуг населения.

Предпосылки реализации:

  1. Недостаточно развитый потенциал событийного туризма в Глазове.
  2. Отсутствие межрегиональной единой торгово-выставочной площадки.
  3. Проблема разнообразия досуга населения.
  4. Проблема сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия.

Внедрение практики  в сфере развития туристического потенциала региона «Успенская и Никольские ярмарки. Возрождение традиций» позволило:

  • создать межрегиональную единую торгово-выставочную площадку;
  • разнообразить досуг населения;
  • повысить интерес молодежи к историко-культурному наследию;
  • создать туристический бренд;
  • наладить партнерские отношения между товаропроизводителями региона;
  • создать условия для включенности города в межрегиональную экономику.

Затраты на реализацию практики:

Общая стоимость проекта на транспортные расходы, призовой фонд, пошив костюмов, изготовление печатной продукции, сценического оформления, стилизованного торгово-выставочного комплекса «Ярмарка», приобретения технических средств составляет 1 171 тыс. рублей.

Достигнутые результаты:

Успенская ярмарка                                                                                                                                              

  1. Количество участников-производителей (пчеловодов) в 2016 г. -  14.
  2. Количество участников – посетителей в 2016 г. – 8000 человек.

 Никольская ярмарка                                                                                                                                         

  1. Количество участников – посетителей ярмарок в 2016 г. – 6929 человек.                                                                                                       
  2. Количество торгово-выставочных мест в  2016 г. - 24.

Выгодополучатели:

  1. МО «Город Глазов».
  2. Глазовская Епархия.
  3. Граждане с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Пчеловоды.
  5. Мастера-надомники.

Документы:

  1. Паспорт практики
  2. Краткое описание практики
  3. Презентация практики
  4. Постановление Администрации города Глазова от 05.08.2013 №20/23 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием и рассмотрение уведомлений об организации и проведении ярмарки».

 Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Афонин Юрий Валерьевич

Начальник управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Глазов

8 (34141) 30-250, kultura01@glazov-gov.ru