Главная > Новости > Региональные практики > Краеведение и личность

Краеведение и личность

Практика «Краеведение и личность: роль краеведения в формировании личности у детей и подростков через объединение форм библиотечной работы» является одной из лучших г. Снежинска представленной на конкурс «Лучшие муниципальные практики и инициативы социально-экономического развития на территории присутствия Госкорпорации Росатом в 2017 году».

В настоящее время изучение истории родного края переживает небывалый всплеск интереса. Однако, перемены, происходившие в России на протяжении долгого времени, вызвали определенный кризис в современном обществе. Перечеркнуты были многие ценности, идеалы, на которых воспитывалось не одно поколение. Ликвидировать дефицит информации и познакомить читателя с историей родного края, воспитать чувство гордости за славное прошлое своих земляков, с уважением относиться к своим корням, культуре, традициям и обычаям – призваны именно библиотеки.

Главный вопрос в том, каким образом будет происходить данное знакомство? Модель информационной среды по краеведению многих библиотек включает в себя: краеведческий фонд, краеведческую картотеку для читателей, тематические выставки со списком литературы, информационный дайджест новых поступлений, библиографические обзоры, лекции по истории и культуре края, клуб (кружок) по краеведению, стендовую информацию, тематические папки, викторины и видеофильмы. Перечисленные формы работы, в основном, направлены  на индивидуального пользователя. Задача, которую поставила перед собой детская библиотека города Снежинска – массовое привлечение и знакомство детей с краеведением.

Не стоит забывать и то, что современные дети требуют современных форм работы и библиотекам просто необходимо идти в ногу со временем. На протяжении долгого времени в детской библиотеке г. Снежинска велась работа по созданию и выявлению таких форм подачи информации, которые были бы интересны сегодняшним маленьким пользователям. Наиболее популярными мероприятиями у детей и молодежи стали: краеведческий уголок «Русская изба»; кукольный театр «Теремок» и творческая лаборатория «Читаем! Думаем! Творим!». В работе детской библиотеки это абсолютно самостоятельные проекты, которые могут существовать как по одиночке, так в различном сочетании друг с другом. Но именно их слияние, создает необходимый комплекс мероприятий взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, который позволяет в полном объеме донести до ребенка необходимую информацию по краеведению и раскрыть её суть в доступном и интересном формате.

Краеведческий уголок «Русская изба» - это краеведческая экспозиция, которая, по сути, является инсталляцией русской избы конца XIX – начала XX века. Экспонаты выставки – подлинные предметы крестьянского быта, которые раскрывают тради­ционную народную культуру жителей Урала.

Идея его создания возникла ещё в 2008 году, так как выяснилось, что многие сотрудники сохранили домашнюю утварь своих бабушек и дедушек. Как говорится «с миру по нитке», кто принес половик, кто утюг, кто самовар, так  начинался сбор материала для «русской избы». Впоследствии уже и сами читатели несли все интересное, что сохранилось в их семьях.

На сегодняшний день краеведческий уголок «Русская изба» - это отдельное помещение, которое включает в себя более 60 предметов труда и быта сельских жителей нашего региона, ставшее изюминкой детской библиотеки. «Русская изба» пользуется большой популярностью у юных горожан и их родителей.

Ежегодно на базе краеведческого уголка проводятся экскурсии, познавательно – игровые программы, театрализованные мини представления и мастер – классы. Кукольные персонажи (бабка с дедом), рассказывают детям о деревенском быте наших предков, показывая музейные экспонаты и сравнивая их с современными. Особенность этого уголка ещё и в том, что все экспонаты можно потрогать руками и примерить на себя. Дети с удовольствием учатся носить воду в ведрах с помощью коромысла, пользоваться ухватом, играть на старинных музыкальных инструментах, качать люльку и т.д. Им дается прекрасная возможность прочувствовать на себе тот далекий быт, о котором они только слышали или читали.

Второй элемент, входящий в комплекс мероприятии по краеведческому воспитанию молодежи – кукольный театр «Теремок». Кукольный театр является эффективным методом работы с книгой и замечательным средством общения с читателем. Он выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Инсценирование литературных произведений помогает превратить групповые мероприятия и процесс чтения в яркое, праздничное занятие.

 Кукольный театр «Теремок» был основан в 2012 году. В основу создания театра легла идея вовлечение детей в чтение, а также пробуждение интереса к изучению истории и культуры родного края. Недаром, первыми кукольными персонажами стали Ивана да Марья, которые радушно встречают детишек в краеведческом уголке «Русская изба». А первый кукольный спектакль был посвящен легендам Южного Урала и назывался «Легенда о Соколе и Синаре».

На сегодняшний день в арсенале кукольного театра более 25 спектаклей абсолютно разных направлений: экологическое просвещение, здоровый образ жизни, азбука безопасности, достаточно спектаклей по краеведению, таких как: «Сказ Деда Коковани» (по сказам П.П.Бажова), «Легенда о Соколе и Синаре», «Золотой волос» (спектакли по легендам Урала) и др.

Библиотекари сами пишут сценарии и шьют куклы для спектаклей. Нужно сказать, что каждый спектакль задумывается с определенной целью и несет определенную идею.

В целом, кукольный театр – один из самых доступных для детей видов искусств, который можно организовать на базе любой библиотеки. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Позволяет решать многие проблемы, связанные с эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств речи, памяти и воображения. А кукольные персонажи помогают понять содержание литературного произведения, а также разыграть практически любое из них.

Третий, но немаловажный элемент, входящий в общий проект – творческая лаборатория «Читаем! Думаем! Творим!». Это открытая площадка для дошкольников, школьников начального и среднего звена, а так же для родителей, которые имеют уникальную возможность погрузиться в мир творческого взаимодействия. В начале каждого занятия дети знакомятся с литературой о родном крае и художественными произведениями местных авторов. После чего, библиотекарь учит ребят мастерить поделки из бумаги, природного и бросового, материала, соленого теста,  пластилина, а так же изготавливают куклы и персонажи для кукольных спектаклей. Особой популярностью пользуются герои сказов П.П. Бажова, таких как: «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце» и д.р.

Существует множество форм подачи художественных произведений в дошкольном возрасте, но, пожалуй, наиболее верной будет та форма, когда ребенок самостоятельно прочувствует историю, пропустит её через себя, изобразив героя или сюжет книги на бумаге, сделав аппликацию или сшив куклу самостоятельно.

Творческая лаборатория «Читаем! Думаем! Творим!» существует в детской библиотеки города Снежинска с 2013 года. Она была создана для того, чтобы помочь детям любого возраста правильно воспринять прочитанное произведение и помочь в выражении своих чувств и эмоций с помощью различных художественных и прикладных техник.

Творческая лаборатория состоит в прочной связке с кукольным театром, потому, что на базе её создаются кукольные персонажи для спектаклей. Библиотекари сами шьют куклы и вовлекают в этот процесс детей. Пока в театре применяется два вида кукол: кукла - рукавичка и тростевая кукла. Создавая конкретную куклу, ребенок вкладывает в нее все свое умение, знания, навыки и душу. Когда впоследствии, он видит свое творение на сцене, его эмоции просто не передаваемы.

Дальнейшее развитие кукольного театра предполагает активное участие детей в будущих постановках. А в перспективе авторы практики планируют создать театральную мастерскую по изготовлению кукол.

В результате реализации практики при помощи простого комплекса мероприятий, включающего в себя абсолютно разные формы работы, можно сказать, что создана уникальная модель подачи информации, которая привлекает к себе всё новых и новых читателей. Тем самым увеличивая такой важный для библиотеки показатель, как посещение.

Подробнее познакомиться с документами практики «Краеведение и личность: роль краеведения в формировании личности у детей и подростков через объединение форм библиотечной работы»  можно по ссылке: http://лучшие-практики.рф/praktiki/snezhinsk/praktiki-v-snezhinske/kraevedenie-i-lichnost-rol-kraevedeniia-v-for-mirovanii-lichnosti-u-detei-i-podrostkov-cherez-obedinenie-form-bibliotechnoi-raboty